«Будем пытаться до последнего!»

«Будем пытаться до последнего!»

В Польше опубликовали новую версию переговоров пилотов самолета, разбившегося под Смоленском. Запись последних 38 минут полета польского президентского борта, окончившегося страшной трагедией, опубликовал местный телеканал TVN24. Из нее следует, что при подлете к Смоленску пилотам неоднократно сообщали о неблагоприятных для посадки условиях и информировали об этом высокопоставленных пассажиров, но получили распоряжение пытаться сесть до достижения результата.

Первым о трудных погодных условиях экипаж проинформировал диспетчер аэропорта Минска. Он вышел на связь с Ту-154М, на борту которого находилась польская правительственная делегация во главе с президентом Лехом Качиньским, и сообщил, что в районе аэродрома Смоленск-Северный сильный туман, видимость составляет 400 метров. Для пилотов это стало неожиданностью. «Чтоооо?!», — удивился второй пилот. Штурман нецензурно выругался, командир экипажа с возмущением воскликнул: «Эта наша метеослужба!». Несмотря на то, что в таких условиях самолет садиться не должен, они продолжили полет.

Спустя несколько минут на связь с правительственным бортом вышел диспетчер из Смоленска. Единственный член экипажа, понимающий по-русски, командир Аркадиуш Протасюк сообщил, сколько у него топлива и какие запасные аэродромы предусмотрены. Затем в наушниках послышался голос пилота польского Як-40, которому незадолго до этого удалось благополучно приземлиться в Смоленске. Именно от него за 16 минут до катастрофы экипаж получил первое серьезное предостережение: «Вообще, здесь полный кошмар. Нам удалось сесть в последний момент. Скажу честно, можете попробовать. Но если не получится со второго раза, я предлагаю вам лететь в Москву или еще куда-то».

После обсуждения полученной информации пилоты Ту-154 пришли к выводу, что сесть в Смоленске они не смогут. Они сообщили директору диппротокола МИД Польши Мариушу Казане, что попытаются сделать подход, «но скорее всего из этого ничего не получится».

«Будем пытаться до достижения результата», — ответил директор. В течение всего полета в кабине пилота постоянно находились посторонние люди. В самом конце полета командующий ВВС Анджей Бласик, несмотря на то, что, согласно нормам, Ту-154М может совершать посадку только при видимости 1,5 тысячи метров, призвал экипаж садиться.

Напомним, что год назад в распоряжение польских СМИ попала стенограмма переговоров, на которой отражено на 30 процентов больше слов, чем в имевшихся до этих пор и в Польше, и в России версиях. Это стало возможным благодаря тому, что в феврале были сделаны новые копии данных «черных ящиков» с применением более точного оборудования. Полученные данные подтверждали вывод Межгосударственного авиационного комитета, который в январе 2011 года установил, что крушение произошло в результате действий экипажа, который в условиях психологического давления принял решение посадить самолет в неблагоприятных погодных условиях.

Из этой стенограммы следовало, что весь экипаж отдавал себе отчет в том, что правительственная делегация должна в назначенное время прибыть на траурные мероприятия, посвященные 70-й годовщине расстрела польских офицеров в Катынском лесу. В стенограмме приведен разговор встревоженных членов экипажа.

Аркадиуш Протасюк обращался к старшему бортпроводнику: «Бася, невесело, вышел туман. Неизвестно, сядем ли мы».

«Да? — переспрашивала женщина. — Они не успеют!»

«Извини», — ответил командир. «Они должны там быть!» — говорила бортпроводница или кто-то еще в кабине пилота.

«А если не сядем, то что?» — спрашивало третье лицо.

«Команды нету», — отмечал кто-то из посторонних в кабине.

«Тогда отходим», — предлагал второй пилот.

«Подождем полчаса, у нас нет времени», — решил командир.

«Пару-то будет!» — предположил штурман.

«Этого не простят», — подытожил второй пилот.

За десять минут до трагедии директор диппротокола сообщил экипажу: «Еще нет решения президента, что делать дальше». За пять минут до катастрофы генерал Бласик повторил вслед за дипломатом: «Мы должны это делать, пока не получится». «Вот именно!» — повторило с нажимом некое третье лицо. После первого сигнала TERRAIN AHEAD (опасное сближение с землей) глава ВВС на высоте 300 метров успокаивал пилота: «Уместишься, смелее!». За полминуты до трагедии кто-то из членов экипажа сказал: «Это не удастся».

10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром «Смоленск-Северный» Ту-154 разбился. Погибли 96 человек — восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, его супруга Мария и часть руководства страны. 12 января 2011 года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения было признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Автор: Ариадна Рокоссовская
Источник: Областная независимая газета

Читайте также

Новости партнеров

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.