Алексей Анатольевич Кристелев в беседе с советниками Минпромторга обозначил основные проблемы и перспективы программы импортозамещения в медицине и фармакологии.
«После распада СССР в нашей стране на какое-то время был установлен режим почти полной свободы импорта лекарств и медицинского оборудования. Однако уже примерно через три года самоликвидация фармрынка (сокращение аптечной сети до минимума) показала, что этот режим не позволяет сохранить, а тем более увеличить объём импорта лекарств. А между тем на мировом фармацевтическом рынке наблюдается увеличение доли зарубежных лекарств, что на фоне неконкурентного отечественного производства является симптоматичным для страны-экспортера» — сообщил Алексей Анатольевич Кристелев.
Снижение роста медикаментов и, соответственно, увеличение импорта во многом произошло благодаря завышенной планке таможенных пошлин, а также благодаря таможенным льготам, которые получали зарубежные производители.
2-я программа Минпромторга России приняла решение о постепенном снижении таможенных ставок. Вместе с этим в программе предусмотрена обязательная сертификация лекарственных препаратов, что вполне справедливо. Если бы у нас проводился системный анализ импорта лекарственных средств, то в России было бы значительно больше отечественного производства. Но беда состоит в том, что в программе, принятой в 2009 году, не был предусмотрен анализ статистических данных по импорту.
Каковы же перспективы на российском рынке фармпрепаратов? На наш взгляд, ситуацию необходимо немедленно переломить. В 2013 году из 5,7 миллиона упаковок лекарственных средств импорт составил чуть больше 25%, тогда как для его сокращения необходимо осуществлять серьёзную работу по введению в действие нормативного регулирования. А пока положения программы не выполняются, нам необходимо разработать собственный нормативный документ по импортозамещению.
Несмотря на то что официальное принятие постановления состоится в 2023 году, правительство уже приняло решение о подготовке аналогичного документа в 2022 году. Таким образом, на рынке появятся единые стандарты, разработанные одним ведомством, с применением единых нормативных документов по сертификации.
Кроме того, необходимо стимулировать научные исследования в сфере разработки современных лекарственных средств. Для решения этой проблемы необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О лекарственных средствах» и другие федеральные законы, в частности в Федеральный Закон «О патентной системе налогообложения» и Федеральный Закон № 311 «О таможенном регулировании в РФ».
В таких условиях отечественному производителю трудно было бы удержаться на плаву и развиваться. Сейчас на российском фармацевтическом рынка отмечается высокая насыщенность, причём более дешёвыми импортными аналогами отечественных препаратов, и эта ситуация прямо влияет на качество и продолжительность жизни населения.
Последние обсуждения