Искренняя живопись в сюжетах малой родины

Искренняя живопись в сюжетах малой родины

«Я пою своим голосом» — под таким названием в Историческом музее Смоленска работает выставка художника Анатолия Козикова (1931 — 1986), приуроченная к его 90-летию.

В экспозиции представлены произведения 1960 – 1980-х годов. Большинство работ — из коллекции Смоленского музея-заповедника. Посетители могут увидеть жанровые композиции, пейзажи, портреты и натюрморты.

— Нам повезло, что в музее столько прекрасных работ этого замечательного художника. Их хватает на полноценную выставку на любой выставочной площадке. Анатолий Илларионович ушел из жизни довольно рано, однако успел многое, и его дар тонкого лирического живописца ярко проявился во всех работах. К сожалению, в последнее время нам редко приходится видеть такую искреннюю живопись, — сказала на открытии выставки и. о. директора Смоленского музея-заповедника Тамара Орлова.

Инициатором выставки стала дочь художника Вера Козикова. Она предоставила семейный фотоархив, который в виде слайд-шоу стал важным дополнением экспозиции. Каждая представленная фотография — это частичка жизни мастера, дающая зрителю шанс понять внутренний мир художника.

— Выставка получилась особенной, потому что здесь в основном музейные работы, дополненные несколькими этюдами. Она камерная, но настолько емкая, что дает представление обо всем творчестве художника, — поделилась впечатлениями Вера Козикова.

Ключевое место в экспозиции занимает живописное полотно «В родную деревню», которое было создано в год 30-летия освобождения Смоленщины. Его сюжет автобиографичен. Тогда мальчишка Козиков с матерью Пелагеей Архиповной вернулись в освобожденную родную деревню Боровики, оккупированную гитлеровскими войсками в июле 1941 года. Увидев пепелище на месте родного дома, они уложили пожитки на телегу и отправились к родственникам в Смоленск. Эти трагические воспоминания художника отражены в картине.

Начинал Анатолий Илларионович свой путь в искусстве как автор тематических произведений. Его картина «После смены» а 1957 году получила диплом молодежной выставки, проходившей в рамках Международного фестиваля молодежи. Другая работа — «Сафоновские шахты», экспонировавшаяся в том же году на республиканской выставке «Советская Россия», — стала его «визитной карточкой» для приема кандидатом в члены Союза художников СССР.

В творческий союз Козиков вступил в 1965 году. К этому времени в Смоленске появилась группа молодых столичных художников, приехавших в провинцию создавать художественно-графический факультет при местном педагогическом институте.

«В своем творчестве художнику удалось ненавязчиво поведать зрителю о красоте смоленской природы — с ее ритмами, дыханием, теплом. Внутренняя свобода и скромность, счастливый баланс ума и сердца помогли автору найти свой стиль в живописи, а тонкое колористическое чутье подсказало, как построить незримый диалог с самым рациональным зрителем, погрузить его в мир чувств и эмоций», — написано в аннотации к его юбилейной выставке.

СПРАВКА «РП»
Анатолий Илларионович Козиков (1931 — 1986) родился в деревне Боровики Смоленской области. В 1951 году окончил Рижское архитектурно-художественное училище, а в 1956 году — Елецкое художественное училище. В Смоленске руководил городской студией изобразительного искусства при Доме народного творчества. С 1960 года работал художником Смоленских художественно-производственных мастерских Худфонда РСФСР. В 1965 году стал членом Союза художников СССР. Принимал участие в республиканских, зональных и областных выставках.

Отрывки из очерка журналиста «Рабочего пути» Александра Сивакова «Анатолий Илларионович Козиков»:

«…О близких себе вещах в искусстве, кровных по духовному родству, Козиков говорил негромко, словно вслушиваясь в себя, как художник, проверяя слово на вкус и на цвет, наверное, поэтому сказанное им звучало с обостренной душевной проникновенностью…

…Вспоминаю картины по памяти, те, что были на выставках, и те, что художник показывал в своей мастерской, и вновь оживают мотивы его пейзажей, наяву ощущаю холодок дыхания осенних полей, тепло деревенских изб, деревьев, цветов. Он находил красоту всюду, мог задохнуться от радости открытия. В пейзажах выразилась сильная сторона дарования Козикова…

…Всю жизнь его привлекал натюрморт — писал полевые цветы, грибы, плоды крестьянского труда, все, что окружает нас в обыденной жизни, находя в этом одухотворенность и красоту. «Крестьянский натюрморт», «Натюрморт с рябинкой»… Последний он особенно любил, называл пижму по-народному — рябинкой. Надо сказать, что народность — главный, неотъемлемый мотив его творчества.

Любил портрет и работал в этом жанре интересно, по-своему. Писал родных, соседа-ветерана. Незадолго до смерти хотел создать серию своих любимых образов, но успел сделать лишь портреты двоих — Гагарина и Коненкова — людей, по-особому близких ему…

Этюды были подступом к картине, решением маленькой, частной задачи. Он мог потом отложить этюд в сторону, по выражению студенческих лет — «засунуть его под кровать». Но немало этюдных пейзажей с натуры, по законченности своей — настоящие картины, несмотря на их малый размер. Это и «Март. Деревня Рогачево», и «Осенний мотив». К окрестностям Смоленска — Талашкину, Вязовеньке, Астрагани — питал нежную любовь, и его натурные пейзажи прекрасны, как образы малой родины, как частицы, составляющие Отечество…

…Люди с такой впечатлительной, тонкой, по-детски ранимой душой, чуть замкнуты в себе. Они живут незащищенными под высоковольтным напряжением жизни, все пропуская через себя. Эта внутренняя работа не всем видна. Открывать таких людей — тоже искусство. И коль удалось это открытие, то вознаграждение бывает щедрое — так чист и незамутнен родник их души, так способны они на понимание и чуткое откровение…

«Как прекрасно все, что нас окружает, — говорил он, — не надо куда-то мчаться, ехать за красотой, надо только взглянуть с особой открытостью глаз, настроить душевный аппарат на особый лад, и тогда обнаружится столько примечательного. Березы у стен дома, деревенская улочка, заборы с калитками, песчаная коса вдоль озерной кромки, острова, плывущие по воде, отары облаков. Что ни возьми, в каждой форме столько смысла, красоты, содержательности, можно часами постигать все это»…

…Он незлобиво шпынял себя афоризмами любимых художников: «Все начинают талантливо, как говорил Архипов, вот только кончают по-разному». Или примеривал коровинскую фразу: «Я пробовал доводить до конца — получается мыло».

«Творчество полно вечных неразрешимых парадоксов. Вроде бы подпускает природа, вроде увидел все, уяснил, схватил состояние, — говорил Козиков, — а отойдешь, посмотришь — нет, держит она тебя на расстоянии от своих секретов. Как будто ты оттуда вышел, а сюда еще не вошел».

МНЕНИЕ

Валерий Гращенков, заслуженный художник РФ, председатель Смоленского отделения Союза художников России:

— Анатолий Козиков был для Смоленска значимой фигурой. Это настоящий художник и живописец, очень тонко чувствующий цвет. Из безошибочного, вдохновенного подбора красок он создавал произведения искусства. Умел так подобрать оттенки, которые не только сочетаются между собой и безошибочно передают явление, увиденное в природе, но ещё и создают образ — то, что удивило самого художника.

Здесь собраны произведения очень сильного живописца, придерживающегося классического направления, когда все образы и решения — через удивительное сочетание полутонов. Это не столь активно бросается в глаза, но сразу западает в душу. Настолько, что хочется стоять и смотреть, как одно сочетается с другим и как вообще получился такой оттенок. Представьте, сколько нужно поучиться и потрудиться в жизни, чтобы иметь такую палитру и так искусно использовать ее.

Выставку можно посетить по адресу: Исторический музей, ул. Ленина, 8.

Тел.: 8 (4812) 38-38-62 (научные сотрудники), 65-68-71 (касса).

Источник: Рабочий путь

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.