В Смоленском государственном академическом драматическом театре имени А.С. Грибоедова готовится очередная премьера. На этот раз смоляне увидят спектакль «Васса» по мотивам пьесы М. Горького (16+). Постановка и сценография премьерного спектакля – главного режиссера Смоленского государственного академического драматического театра имени А.С. Грибоедова заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Виталия Барковского, художник по костюмам – Светлана Архипова, балетмейстер – Елена Егорова, музыкальное оформление – Сергея Хандрыка, пластика – Марии Вилюновой.
Пьесу «Васса Железнова» Максим Горький написал в 1910 году, а четверть века спустя существенно переделал ее, придав произведению острое социальное звучание.
По сюжету Васса Борисовна Железнова – владелица судоходной компании – умная, волевая и целеустремленная женщина, которая ради сохранения своей семьи и своего дела готова на все – подкуп, шантаж, доносительство. При этом руководствуется она не властолюбием или корыстью, а осознанием своего долга и пониманием, что другого выхода нет. Однако семья Вассы Борисовны рушится, дело доверить некому, и помощи ждать неоткуда…
Высокое страдание
О предстоящей премьере мы поговорили с Виталием Барковским:
— Виталий Михайлович, у каждого режиссера есть свои предпочтения. Я заметила, что Вы любите ставить спектакли по классическим произведениям. Среди Ваших последних работ постановки по Грибоедову, Достоевскому, а на этот раз – Горький «Васса Железнова». Почему Вы выбрали это произведение Максима Горького?
— Мне кажется эта пьеса очень современной. Я ее взял, чтобы еще раз предупредить, что нужно быть очень осторожным в анализе базовых ценностей.Чтобы показать, что в нашем народе и в прошлом, и в настоящем, и в будущем великое, высокое страдание. Я считаю, что здесь идет разговор о том, что людям небезразлично историческое пространство под названием «Родина» и дальнейший путь ее развития. Это же в генах живет.
— Горький спустя двадцать пять лет написал второй вариант «Вассы Железновой». Вы постановку делаете по последнему произведению?
— Да, я ставлю последнюю версию, потому что меня интересует этот вариант. Автор изменил сюжетный ход и ввел новых персонажей.
Здесь уже идет замена ценностей, нарушены пропорции восприятия. Герои многое не совсем понимают, а имитируют понимание.
С чего началось?
— А как Вы полагаете, почему Горький переписал первый вариант «Вассы Железновой»?
— В первом варианте была несколько гипертрофирована, преувеличенна доля безысходности, отсутствие надежды на будущее и так далее.
Я считаю, что нужно сострадать и понимать, почему так произошло, почему так случилось.
Мне кажется, что Горький в этой пьесе показывает, как можно было бы сделать, и почему это не сделано, что этому мешало.
— Виталий Михайлович, а по вашему мнению, почему случилась эта трагедия в семье Железновых? С чего все началось?
— Мы всегда говорим об исходном событии. С чего началось? Началось с того, что наследник не вызывал доверия. Не вызывал доверия прежде всего у отца, который должен был бы оставить наработанный потенциал ценностей сыну. Поэтому экономически сильное пароходство сыну Прохору не досталось. Ведь он живет дляполного удовольствия, которое разваливает человека. Разваливает общение, разваливает все моральные принципы, выработанные поколениями.
Изнутри подломить дом
— Например, Сергей Петрович – муж Вассы Железновой вначале развивал пароходство, был предприимчив и трудолюбив, а затем разгул взял верх над его предпочтениями в жизни?
— Да, это так. Но это Сергея Прохор – брат Вассы – подбивал на разгул. Как размышлял Прохор? Отец мне не дает наследство, а дает сестре. И Прохор мстит Вассе за это, всю жизнь ее разрушает. Так как Прохор – человек талантливый, он этот талант направил на отрицание всего. Он пытается уничтожить вообще род Железновых. Прохор морально разложил девиц. Он мстит и прежде всего пытается развратить человека, который рядом с его сестрой – ее мужа, хозяина дома. Васса тянет воз и не может понять, почему с ее супругом – Железновым Сергеем Петровичем – происходят такие метаморфозы. Человек был солидный и вдруг…
— Естественно, что Васса разочаровалась в своем муже.
— Васса разочаровалась, а это только Прохору и надо. То есть изнутри подломить дом. Это такая метафора, когда любой организм здоровый, я имею в ввиду в плане культуры семьи, культуры отношений человека с человеком, провоцируется на разрушение изнутри. Я думаю, что в истории повторялись эти вещи и ни раз.
Энергия веры
— Виталий Михайлович, по произведению «Васса Железнова» сняты кинокартины, а также оно имеет богатую сценическую историю. Вассу Борисовну играли Фаина Раневская, Татьяна Доронина, Валентина Талызина, Инна Чурикова. А кто будет играть главную роль в Вашей постановке, в ком из актеров драмтеатра Вы увидели Вассу?
— Я сделал два разных состава. У нас Васса – заслуженная артистка РФ Ирина Голованова и Екатерина Максимова. Они – способные и талантливые. Я думаю, что у них хватит сил и понимания. Понимать на тонком уровне, чувствовать кожей, понимать сколько у этой женщины всего происходило. Был период, когда ей приходится с явным нарушением всех правил, с явной диспропорцией какой-то отстаивать своё, свою позицию.
— Она, скажем так, далеко не идеальная женщина, ей приходится выкручиваться разными путями …
— Да, Васса – не идеальная женщина, и ситуация не идеальная. Смотрите, Прохор тоже символ своего времени. Его обидели понимаете ли. Мало ли кого могут обидеть, но ради этого разрушать всё то, что создано огромнейшим трудом деда и отца? Он всячески пытается разрушить базу, базовые ценности, фундамент. Прохор понимает, что нужно сделать так, чтобы дом просел одним углом, и тогда и все вокруг разрушится.
— Кто в новом спектакле будет играть Прохора?
— Прохора играют заслуженный артист РФ Сергей Тюмин и Константин Юхневич.
Анну, которая постоянно «прикидывается», играют Людмила Моткина и Арина Шибалович. Роль Рошель у Ольги Федоровой и Анастасии Кривцовой. Федорова – человек такой подвижный, всё успевает, но и Настя, мне кажется, может быть очень интересной. Сергей Бокарев и Александр Кокшаров играют Железнова Сергея Петровича.
Васса дала слово отцу сохранять и преумножать его дело, и она развивает это дело за счет веры и такой непокорной натуры.
В спектакле меня больше интересует действенный ряд, показанный через яркий зрительный образ.
Отдавать все силы продуктам духовным
— Заговорив про зрительный образ, хочется спросить про сценографию. В «Игроке» сценография была Ваша, а в этой постановке?
— Да, здесь тоже задумка моя.У нас есть карета, которая сейчас используется редко. И я придумал, что когда-то Железнов, который намного старше Вассы, подарил ейроскошную «царскую» карету. Мне так привиделось. А невестка Вассы Рошель, так как это новое поколение, приезжает на машине. Такое индустриальное противопоставление, противостояние нового, молодого.
— Виталий Михайлович, а нужно ли противостояние?
— Я думаю, что надо очень осторожно, глубоко анализировать процессы, которые, к сожалению, толкают нас на необдуманные поступки, и которые сеют в нас сомнения, говорят о том, что пропадет вера в будущее. Я считаю, что она не должна пропасть, если каждый будет думать о том, как воспитывать своих детей, отдавая все силы при всем скромном обеспечении, не только продуктам экономического плана, но и в первую очередь продуктам духовным…
Источник: Смоленская газета
Последние обсуждения