В историческом отделе Смоленского музея-заповедника открылась выставка произведений народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств России, профессора СмолГУ Геннадия Намеровского «Дорогами жизни».
Самобытный стиль Геннадия Намеровского привлекает непосредственностью художественного восприятия реальности и глубоким проникновением в то, что художник хочет передать в своих работах. В экспозиции представлены более 40 графических листов, рисунков, выполненных автором в многочисленных творческих поездках в разные годы и отражающих особенности своего времени.
В Советском Союзе, благодаря государственной поддержке, у художников была возможность путешествовать по стране.В молодые годы Намеровский постоянно осваивал неизведанные маршруты. Он искал «жизненный материал» для своих работ на больших стройках. Его интересовал образ современника в различных сферах деятельности. Эти поездки дали ему возможность научиться передавать в своих произведениях характерные черты той эпохи, создавать психологические портреты, делать зарисовки быта и суровой природы.
— Помню путешествие на Индигирку — это мощная полноводная река, по которой завозилось все необходимое для местных жителей. Когда мы добрались туда по воде к рыбакам, вышли на берег и огляделись — небо, тундра, земля и больше ничего. И тревожное ощущение: а что здесь рисовать? Командировка на 40 дней — 20 дней на сбор материала и 20 дней на обработку, а потом итоговая выставка. Мы ездили в различные поселки, где вдоль реки стояли рыбацкие стоянки. И вот через какие-то элементы ландшафта, детали быта, скудную местную растительность постепенно нам открывалось то состояние, которое потом переходило в рисунки. Подобные поездки были очень интересные и полезные. У меня их было много — от Калининграда до Камчатки, Алтай, Север Сибири… Работы со временем куда-то уходили и жили своей жизнью. Недавно с женой обнаружили в Интернете проект «Иртыш течет на север». Стали его просматривать и нашли там мою работу, которая хранится в Омском музее, — рассказал Намеровский.
На открытии выставки коллеги по цеху отметили важные особенности творческой, педагогической и общественной деятельности Намеровского как одного из наиболее ярких мастеров современного графического искусства.
— Рекомендую обратить внимание на то, как это все сделано, начиная с композиции, с устройства тоновых пятен, как проработаны детали, как достаточно условно решаются варианты пространства. Когда рисуешь черно-белый пейзаж, часто возникает проблема, как изобразить небо. При ознакомлении с работами Намеровского оказывается, это можно сделать простым пятном, которое в структуре рисунка у него выглядит красиво и убедительно. Я надеюсь, что на выставку придут студенты и ученики художественных школ, внимательно посмотрят, как надо делать профессионально высокохудожественную графику, и их творческий уровень за счет этого вырастет, — сказал председатель Смоленской организации Союза художников России Валерий Гращенков.
На вернисаже Намеровский признался, что любит повторять фразу Микеланджело, который, обращаясь к своему любимому ученику Антонио, говорил: «Рисуй, рисуй, Антонио, рисуй и не трать даром времени…»
— Мне бы хотелось отметить работы, выполненные в карандаше. Он очень нестандартно использует этот материал — от легкости воздушного пространства до глубоких пейзажных контрастов. Получается своеобразная живописная графика или графическая живопись, — поделилась своим мнением заслуженный художник России Нина Агеева.
— Большинство из представленных работ относятся к различным формам уникальной графики — это когда художник создает графическое произведение в единственном экземпляре, а не тиражирует его на станке. У Намеровского каждая работа своей уникальностью передает и подчеркивает уникальность того момента или явления, которое он изображает, — отметила художница Валентина Пахомова.
Неповторимый самобытный стиль графических произведений, оригинальный творческий почерк, незаурядное владение техниками рисунка, акварели, темперы сделали Геннадия Намеровского одним из ведущих графиков современности, работы которого представлены в крупнейших российских и зарубежных музеях.
Источник: Смоленская народная газета
Последние обсуждения